Аннотации к рабочим программам по ФГОС (5-9, 10-11 классы)
«История России. Всеобщая история» 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» разработана для обучающихся 5-9-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана основного общего образования, в течение 5 лет обучения. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, Примерной программы основного общего образования по истории, авторских программ.
Обязательные курсы «История России» и «Всеобщая история» предметной области.
«Общественно-научные предметы» ФГОС ООО изучаются в рамках интегрированного учебного предмета «История России. Всеобщая история» обязательной части учебного плана основной образовательной программы основного общего образования МБНОУ «Лицей №11».
Рабочая программа определяет планируемые результаты исторического образования на ступени основного общего образования, последовательность изучения предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования в соответствии с Историко-культурным стандартом, подготовленным Российским историческим обществом в части реализации содержания образования по истории России.
Обязательное изучение «истории России. Всеобщая история» осуществляется в объёме: в 5 классе - 68 часов (2 часа неделю); в 6 классе - 68 часов (2 часа неделю); в 7 классе - 68 часов (2 часа неделю); в 8 классе - 68 часов (2 часа неделю); в 9 классе - 85 часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России»).
«Обществознание» 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана для обучающихся 5-9-х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана основного общего образования, в течение 5 лет обучения.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Рабочая программа определяет планируемые результаты обществоведческого образования на ступени основного общего образования, последовательность изучения предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Обязательное изучение обществознание осуществляется в объёме: в 6 классе - 35 часов (1 час неделю); в 7 классе - 35 часов (1 час неделю); в 8 классе - 35 часов (1 час неделю); в 9 классе - 35 часов (1 час неделю).
«Русский язык» 5-9 классы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В программе выделяются три сквозные линии. Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц, «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация». Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно связаны и интегрированы.
Обязательное изучение русского языка осуществляется в объеме: 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю); в 6 классе 204 часа (6 часов в неделю); в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю); 8 класс – 102 часов (3 часа в неделю); 9 класс – 102 часов (3 часа в неделю)
«Литература» 5-9 классы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы основного общего образования по литературе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В рабочей программе представлены разделы: - Устное народное творчество. - Древнерусская литература. - Русская литература XVIII века. - Русская литература XIX века. - Русская литература XX века. - Литература народов России. - Зарубежная литература. - Обзоры. - Сведения по теории и истории литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя, сведения по теории и истории литературы.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко- литературной основе).
Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме: в 5 классе — 102 часа (3 часа в неделю); в 6 классе — 102 часа (3 часа в неделю); в 7 классе — 68 часов (2 часа в неделю); в 8 классе — 68 часов (2 часа в неделю); в 9 классе — 102 часа (3 часа в неделю).
«Иностранный язык» (английский язык) для 5-9 класса
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5-9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной программы основного общего образования по английскому языку.
Данная рабочая программа направлена на достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС в условиях основного общего образования.
Рабочая программа включает следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) содержание учебного предмета «Иностранный (английский) язык по годам обучения (5-9 классы); 3) планируемые результаты; 4) тематическое планирование по годам обучения (5-9 классы).
Учебный предмет «Английский язык» реализуется через обязательную часть учебного плана. На изучение предмета отводится 507 часов. В том числе: в 5-8 классах – по 102 часа (3 часа в неделю), в 9х классах – 99 часов (3 часа в неделю). Срок реализации программы - 5 лет.
«Математика» 5-9 класс
Рабочая программа по математике составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования //http://fgosreestr.ru/ Математика.
В основном общем образовании математическое образование должно: предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью надоступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
Учебный предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана и в основной школе изучается в пятом и шестом классах. Учебный план отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе 5-6 классов. Из расчета 5 учебных часов в неделю.
В данной рабочей программе курс 5–6 классов представлен как арифметико- геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения вероятностно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна при наличии вычислительной техники, частности, с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная идея — расширение понятия числа.
Целью изучения курса алгебры в 7 - 9 классах является развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать практические задачи. Данная рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» рассчитана на 306 часов, предусмотренных в обязательной части учебного плана основной общеобразовательной программы – образовательной программы основного общего образования изучается с 7-го по 9-й класс. Общее количество уроков неделю с 7 по 9 класс составляет 9 часов (по 3 ч в неделю).
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
В задачи изучения раздела «Геометрия» входит развитие геометрических представлений учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Этот этап изучения геометрии осуществляется в 5–6 классах на наглядно-практическом уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и базовыми конфигурациями, овладевают некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства при решении задач конструктивного и вычислительного характера.
Изучение раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение формальным аппаратом буквенного исчисления. Это материал более высокого, нежели арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач методологического, мировоззренческого, личностного характера, но в то же время требует определенного уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе 5–6 классов представлены только начальные, базовые алгебраические понятия, и он играет роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение которого можно образно описать так: от чисел к буквам.
Изучение раздела «Вероятность и статистика» вносит существенный вклад в осознание учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Основное содержание этого раздела отнесено к 7–9 классам. Для курса 5–6 классов выделены следующие вопросы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о приёмах сбора и представления информации, первое знакомство с комбинаторикой, решение комбинаторных задач.
Введение в курс элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и систематизации знаний.
Место предмета в учебном плане. Обязательное изучение математики осуществляется в объёме: в 5 классе — 170 часов (5 часов неделю); в 6 классе — 170 часов (5 часов в неделю); в 7 классе — 204 часа (6 часов в неделю); в 8 классе — 204 часа (6 часов в неделю); в 9 классе — 204 часа (6 часов в неделю). Углубленное изучение математики осуществляется в объёме: в 8-9 классе -272 часа (8 часов в неделю)
«География» 5-9 классы
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана для обучающихся 5-9- х классов, изучающих данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана основного общего образования, в течение пяти лет обучения.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Химия» 8-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-9 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.
Изучение предмета химии: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;
3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественнонаучной грамотности подростков; 4) способствует формированию ценностного отношения к естественнонаучным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.
В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естественнонаучные предметы». Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов — по 2 ч в неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Изучение учебного предмета «Химия» на углублённом уровне реализуется образовательной организацией в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования в составе обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образо¬вательных отношений, через урочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В 8 и 9 классах по выбору образовательной организации на углублённое изучение учебного предмета «Химия» отведено по 102 ч (3 ч в неделю), т. е. 2 ч в неделю за счёт обязательной части ООП ООО и 1 ч за счёт части ООП ООО, формируемой участниками образовательных отношений. Всего 204ч за два года обучения.
«Биология» 5-9 классы
Рабочая программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс — 1 час в неделю, в 8—9 классах — 2 часа в неделю.
Изучение учебного предмета «Биологии» на углублённом уровне реализуется образовательной организацией в соответ¬ствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования в составе обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образо¬вательных отношений. Программа предусматривает углублённое изучение биологии в объёме 272 часов за три года обучения: из расчёта в 7 классе — 2 часа в неделю, в 8—9 классах — 3 часа в неделю.
АННОТАЦИИ к рабочим программам по ФГОС 10-11 классы
«Русский язык» 10-11 классы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС СОО, ФОП СОО, а также федеральной рабочей программы по предмету «Русский язык».
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся - способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку; овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации; совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности; обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно ¬выразительные средства языка в тексте; обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
На изучение русского языка в 10-11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 134 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 66 часов (2 часа в неделю).
«Литература» 10-11 классы
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с ФОП СОО, федеральной рабочей программой по предмету «Литература».
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины XIX - начала XXI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины XIX - начала XXI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины XIX - начала XXI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.
На изучение литературы в 10-11 классах среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане отводится 201 час: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 99 часов (3 часа в неделю).
«История России. Всеобщая история» 10-11 класс
Рабочая программа по истории, 10-11 класс соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории и базисного учебного плана, а так же учебного плана основной образовательной программы МБНОУ «Лицей №11».
Данный учебный предмет, включенный в обязательную часть учебного плана изучается в течение 2 лет обучения.
Программа имеет основной, просто и логично изложенный материал. Показано взаимодействие человека и общества в их различных аспектах: в сфере власти, политик социальных процессах, экономике, повседневной жизни и др. Особое внимание уделено религии в рассматриваемых цивилизациях и исторических эпохах.
При создании программы авторы исходили из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснение причин реализации одной из них в переломные моменты истории России.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Рабочая программа линии «История» разработана в соответствии с учебным планом МБНОУ «Лицей №11» –134 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 66 часов (2 часа в неделю). На предмет «История России» отводится 44 часа, а на предмет «Всеобщая история» отводится 22 часа.
«Обществознание» 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию, 10-11 класс соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и базисного учебного плана, а так же учебного плана основной образовательной программы МБНОУ «Лицей №11». Программа предусмотрена в двух видах: для базовой и углубленной подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа содействует реализации единой концепции образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов обществознания и проявления творческой инициативы учителей.
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного времени на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа. На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 268 часов: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 132 часа (4 часа в неделю).
«Обществознание» 10-11 класс (углубленная подготовка)
Программа по обществознанию для 10-11 класса на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а так же учебного плана основной образовательной программы МБНОУ «Лицей №11».
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе, как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 268 часов: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 132 часа (4 часа в неделю).
«Английский язык» 10-11 класс
Рабочая программа по английскому языку на уровне среднего общего образования (углублённый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также в соответствии с федеральной основной образовательной программой среднего общего образования.
Целью иноязычного образования на старшей ступени общего образования является развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих ступенях, в единстве таких её составляющих как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции.
Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе общего среднего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Рабочая программа состоит из четырёх разделов: 1) пояснительная записка; 2) содержание учебного предмета «Иностранный (английский) язык по годам обучения (10 и 11 классы); 3) планируемые результаты; 4) тематическое планирование по годам обучения (10 и 11 классы).
На этапе среднего общего образования учебный предмет «Английский язык»
реализуется через обязательную часть учебного плана. Количество учебных часов, выделяемых на изучение иностранного языка — 3 часа в неделю, что составляет 102 учебных часа в 10 и 99 часов в 11 классах (суммарно 201 час за два года обучения).
"Английский язык" 10-11 класс (углублённый уровень)
Рабочая программа по английскому языку на уровне среднего общего образования (углублённый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также в соответствии с федеральной основной образовательной программой среднего общего образования с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому языку), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Целью иноязычного образования на старшей ступени общего образования провозглашено развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих ступенях, в единстве таких её составляющих как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции.
Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе общего среднего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Рабочая программа состоит из четырёх разделов: 1) пояснительная записка; 2) содержание учебного предмета «Иностранный (английский) язык. Углублённый уровень» по годам обучения (10 и 11 классы); 3) планируемые результаты (личностные и метапредметные результаты изучения учебного предмета «Иностранный (английский) язык. Углублённый уровень» на уровне среднего общего образования; предметные результаты по английскому языку по годам обучения (10 и 11 классы); 4) тематическое планирование по годам обучения (10 и 11 классы).
На этапе среднего общего образования Учебный предмет «Английский язык» реализуется через обязательную часть учебного плана. Количество учебных часов, выделяемых на углублённое изучение иностранного языка — 5 часов в неделю, что составляет 170 учебных часов в 10 и 165 часов в 11 классах (суммарно 335 часов за два года обучения).
Аннотация к рабочей программе по математике: алгебре, начале математического анализа, геометрии 10-11 классы.
Количество часов за нормативный срок освоения предмета – 476 часов (углубленное изучение учебного модулю «Алгебра»)
Количество часов классах технологического профиля- 544 часа ( углубленное изучение учебных модулей «Алгебра» и «Геометрия» )
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з) 10-11 класс, подготовленной в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
Главными целями изучения математики являются: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса
В данной программе также учитываются основные идеи и положения программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Основная образовательная программа по математике решает следующие задачи достижения базовых общепредметных результатов, таких как: формирование научного мировоззрения; воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. сформированность мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета; сформированнось у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; сформированность специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического; сформированность умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке; овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира; овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
«Информатика». 10-11 классы
Количество часов за нормативный срок освоения предмета – 68 ч. Количество часов в технологических классах - 256ч.
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Цели изучения курса: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10–11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе.
Основная образовательная программа по информатике решает следующие задачи достижения базовых общепредметных результатов, таких как:
Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
"Физика" 10-11 класс
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. Количество часов в технологических классах - 680 часов
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» разработана в соответствии с нормативными актами: Федеральный закон от 29.12.2013 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями); Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з);
Цели изучения физики в средней школе следующие: формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях; формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями; овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата; формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
"География" (10-11 класс)
Примерная рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Учебный предмет «География» реализует основную цель обучения: формирование общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в средней школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе основной школы.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
"Биология" (базовый уровень) (10-11 классы)
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений Примерной программы воспитания. Главная цель изучения биологии в 10-11 классах – реализовать общие цели среднего общего образования. При изучении в средней школе естественнонаучных дисциплин, в частности, биологии, как дисциплины, входящей в данную образовательную область. Общая для всех естественнонаучных дисциплин задача состоит в достижении базового метапредметного (личностного) образовательного результата изучения их в средней школе: формирования у учащихся научных представлений о материальном мире и содержательной взаимосвязи различных форм его познания.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне — овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Курс биологии средней школы изучает общие свойства живого, законы его существования и развития. Отражая живую природу и человека, как её часть, биология приобретает всё большее значение в научно-техническом прогрессе, становится производительной силой. Биология создает новую технологию – биологическую, которая должна стать основой нового общества. Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации.
В программе учебного предмета «Биология» (10—11 классы, базовый уровень) реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов, в программе уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной образовательной области «Естественные науки». Учебным планом на её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах соответственно.
"Биология" (углубленный уровень) 10-11 классы
Примерная рабочая программа среднего общего образования по биологии (углублённый уровень) составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Учебный предмет «Биология» на ступени среднего общего образования завершает биологическое образование в школе и ориентирован на расширение и углубление знаний обучающихся о живой природе, основах молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики, селекции, биотехнологии, эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению биологического образования в вузах и организациях среднего профессионального образования. Основу его содержания составляет система биологических знаний, полученных при изучении обучающимися соответствующих систематических разделов биологии в основной школе.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне — овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в формировании интереса определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для продолжения биологического образования.
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «Биология» учебным планом на углублённом уровне в 10—11 классах. Программа рассчитана на проведение 3 ч занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 204 ч, из них 102 ч (3 ч в неделю) в 10 классе, 102 ч (3 ч в неделю) в 11 классе.
"Химия" (базовый уровень) (10-11 класс)
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования. Однако содержание данной рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
В соответствии с общими целями и принципами СОО содержание предмета «Химия» (10—11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия» сформирована в программе на основе системного подхода к изучению учебного материала и обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на определённых теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества рассматриваются на уровне классической теории строения органических соединений, а также на уровне стереохимических и электронных представлений о строении веществ. Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии — от углеводородов до сложных биологически активных соединений. В курсе органической химии получают развитие сформированные в основной школе первоначальные представления о химической связи, классификационных признаках веществ, зависимости свойств веществ от их строения, о химической реакции.
В системе среднего общего образования «Химия», изучаемая на базовом уровне, признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественные науки». Учебным планом на её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах соответственно.
"Химия" (углубленный уровень) (10-11 класс)
Рабочая программа среднего общего образования по химии (углублённый уровень) составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Программа для углублённого изучения химии: устанавливает инвариантное предметное содержание, обязательное для изучения в рамках отдельных профилей, предусматривает распределение и структурирование его по классам, основным содержательным линиям/разделам курса; даёт примерное распределение учебного времени, рекомендуемого для изучения отдельных тем; предлагает примерную последовательность изучения учебного материала с учётом логики построения курса, внутрипредметных и межпредметных связей; даёт методическую интерпретацию целей и задач изучения предмета на углублённом уровне с учётом современных приоритетов в системе среднего образования, содержательной характеристики планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО (личностных, метапредметных, предметных), а также с учётом основных видов учебно-познавательных действий ученика по освоению содержания предмета.
Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого изучения являются углублённые курсы — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». При определении подходов к отбору и структурной организации содержания этих курсов в программе за основу приняты положения ФГОС СОО о различиях базового и углублённого уровней изучения предмета.
Основу содержания курсов «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия» составляет совокупность предметных знаний и умений, относящихся к базовому уровню изучения предмета. Эта система знаний получает определённое теоретическое дополнение, позволяющее осознанно освоить существенно больший объём фактологического материала. Так, на углублённом уровне изучения предмета обеспечена возможность значительного увеличения объёма знаний о химических элементах и свойствах их соединений на основе расширения и углубления представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях протекания реакций, рассматриваемых с точки зрения химической кинетики и термодинамики. Изучение периодического закона и Периодической системы химических элементов базируется на современных квантово-механических представлениях о строении атома. Химическая связь объясняется с точки зрения энергетических изменений при её образовании и разрушении, а также с точки зрения механизмов её образования. Изучение типов реакций дополняется формированием представлений об электрохимических процессах и электролизе расплавов и растворов веществ. В курсе органической химии при рассмотрении реакционной способности соединений уделяется особое внимание вопросам об электронных эффектах, о взаимном влиянии атомов в молекулах и механизмах реакций.
Учебный предмет «Химия» углублённого уровня изучения входит в состав предметной области «Естественные науки». Изучение данного предмета предусмотрено в объёме учебной нагрузки не менее 3 ч в неделю в 10 и 11 классах соответственно (по 105 часов в год, всего 210ч). |