Принципы рационального повторения (по И.А.Корсакову)
Какими должны быть промежутки времени между повторениями?
Для обеспечения рационального повторения важно не просто его распределение во времени. Большое значение имеет также правильный выбор промежутков времени между отдельными повторениями. Возникает вопрос, что лучше: осуществлять повторения через равные промежутки времени или же последние следует на основе тех или иных соображений варьировать?
Вероятность потери информации, как уже говорилось, максимальна на ранних стадиях запечатления. Чем дольше информация находится в памяти, тем меньше опасность ее потери. Поэтому в начале процесса заучивания промежутки времени между повторениями должны быть короче, а затем их следует постепенно увеличивать. Например, в первый день материал следует повторить дважды, на второй день - один раз. На третий день повторять не надо, а на четвертый - снова повторить один раз. Затем следует пропустить два дня и последнее повторение провести на седьмой день. При такой организации работы эффективное запечатление будет обеспечено при меньших усилиях, чем в случае, если бы повторения выполнялись ежедневно в течение семи дней.
Рациональное повторение
1-й день | 2-й день | 3-й день | 4-й день | 5-й день | 6-й день | 7-й день |
** | * | * | * |
Принципиальной ошибкой будет - отказаться от повторений в первые дни и перенести их на последние. Возможно, что в этом случае изучаемая информация будет безвозвратно потеряна, и тогда повторение вообще окажется неосуществимым.
Некоторые практические правила
Количество повторений, необходимое для успешного запоминания, зависит от характера информации, особенностей памяти и умственных способностей индивида. Значительная по объему и трудная для понимания информация требует, очевидно, больше повторений, чем небольшая и легко понимаемая. Наличие у человека склонности к логическому мышлению, богатой фантазии и способности к концентрации, как правило, снижает потребность в повторениях. Поэтому необходимое число повторений для каждого человека сугубо индивидуально. Тем не менее, попытаемся дать некоторые практические рекомендации.
Число повторений в любом случае должно быть достаточным, чтобы информация не терялась в течение нужного времени.
Если информацию требуется запечатлеть на несколько дней, то ее целесообразно повторить через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
При повторении всегда следует несколько выходить за рамки той области знаний, к которой непосредственно относится изучаемая информация.